Теперь мне, в принципе, понятно, почему книжка Милна была вынесена на самый верх в этом списке. Хофф пересматривает все написанное в "Винни-Пухе" с необычной точки зрения - с угла китайских и древнекитайских философий - с одной стороны, открывая старую детcкую книжку в другом свете, с другой - рассказывая про даосизм простыми словами. Сразу хочется отметить, что книга вовсе не изобилует ни китайскими притчами, ни "медитациями, йогой и просвещением", ни вообще чем-то экзотическим (хотя отрывков из китайской истории там предостаточно), и вполне понятна и естественна для понимания неподготовленным читателем типа меня.
Основную даосистскую мысль книги (закрыв глаза на Винни-Пуха ненадолго) можно свести примерно к следующему: современное общество настолько глубоко увязло в современных технологиях, экономиках, науках и политиках, что стало совершенно беспомощным, недалеким и несчастным. При этом Хофф ничуть не предлагает отказаться от современности и уйти в леса в поисках "вечной истины", как может показаться - скорее просто дает идею и понимание, как приспособиться к стремительному хаосу современной жизни "изнутри".
Кролик несся по опушке Дремучего Леса,
с каждой минутой все больше чувствуя важность своей задачи, и наконец он
прибежал к дереву, в котором жил Кристофер Робин.
Он постучал в дверь.
Он раза два окликнул Кристофера Робина.
Потом он отошел немного назад и, заслонив
лапкой глаза от солнца, еще покричал, глядя на верхушку.
Потом он зашел с другой стороны и опять
покричал: «Эй!», и «Слушай!», и «Это Кролик!», но ничего не произошло. Тогда он
замолчал и прислушался, и все замолчало и прислушалось вместе с ним, и в
освещенном солнцем Лесу стало тихо-тихо, а потом вдруг где-то в невероятной
вышине запел жаворонок.
— Обидно, — сказал
Кролик, — он ушел.
Он снова повернулся к зеленой двери,
просто так, для порядка, и собрался уже идти, чувствуя, что утро совершенно испорчено,
как вдруг заметил на земле листок бумаги. В листке торчала булавка; очевидно,
он упал с двери.
— Ага, — сказал Кролик, снова
приходя в хороше настроение. — Мне опять письмо! Вот что там говорилось:
УШОЛ
СКОРОБУДУ
ПАДИЛАМ
СКОРОБУДУ
К. Р.
Кролик не знал, кто такой Скоробуд (даром, что сам был одним
из них), и пошел спросить об этом у Совы. Сова, однако, тоже не знала. Зато
знаем мы с вами, и, я думаю, многие другие. Одного из них очень точно описал
Чжуан-цзы:
Одному человеку не нравился вид собственных
следов и собственной тени, и он решил от них сбежать. Но чем дальше он убегал,
тем больше появлялось следов, а тень и не думала отставать от него. Решив, что
бежит слишком медленно, человек все ускорял и ускорял свой бег, пока, наконец,
совершенно не выдохся, упал и умер. Если бы он спокойно стоял на месте, то не
было бы и следов. Если бы он отдохнул в тени дерева, то его собственная тень
исчезла бы.
Создается впечатление, что от Скоробудов просто некуда
скрыться. В любой мало-мальски приличный день в парке вам обязательно попадется
несколько Скоробудов, пыхтящих вдоль по дорожке. А стоит вам разложить на траве
скромный завтрак, как вдруг, откуда ни возьмись, налетит подобная парочка и
обязательно все растопчет.
Но в густой тени под деревьями вы, как правило, можете
чувствовать себя в относительной безопасности, так как Скоробуды предпочитают
носиться по асфальту и бетону, подражая недолговечным автомобилям, для которых
эти покрытия и предназначены. Вдыхая выхлопные газы машин, виляющих по
автостраде, чтобы не сбить их, Скоробуды радостно делятся друг с другом
впечатлениями от вылазки за город. У них это называется «отдыхать на лоне
природы».
Активность у Скоробуда принимает форму страсти. Если вы
спросите, что его интересует в жизни, он тут же выдаст вам целый список:
— Прыжки с парашютом, теннис, бег трусцой, бадминтон,
лыжи, плавание, водные лыжи.
— И это все?
— Гм, — отвечает Скоробуд, отдуваясь после
очередного забега, — я думаю, да.
— А гонками за автомобилем вы никогда не увлекались?
— За автомобилем?.. Нет, не приходилось.
— А рукопашным боем с аллигаторами?
— Нет, тоже не занимался, но всегда хотелось
попробовать.
— А как насчет скоростного спуска по лестнице на
роликах?
— Вы знаете, это как-то не приходило мне в голову.
— А как же ваша активность, о которой вы
говорили?
Тут Скоробуд задумывается.
— Послушайте, — говорит он, — вам кажется,
что мне чего-то не хватает'? М-да... Может быть, я действительно начинаю
сдавать?
Пока еще нет, но...
Скоробуд-спортсмен (одна из наиболее распространенных
разновидностей) видит смысл жизни в достижении физического совершенства. Но он
почему-то считает, что набирать его надо извне, а не развивать изнутри. И
вследствие этого он смешивает спорт с работой. Он работает во время работы,
работает во время занятий спортом, и даже когда он играет, он работает. Работа,
только работа, ни минуты отдыха, что постепенно доводит его до отупения, а со
временем — и до могилы.
А вот и Кролик.
— Привет, Кролик. Что нового?
— Я только что от Совы, — отвечает слегка
запыхавшийся Кролик.
— То-то ты так долго пропадал.
— Да, понимаете, Сове непременно нужно было рассказать
мне историю про своего двоюродного дедушку Филберта.
— Ах, вот оно что.
— Но как бы там ни было, а необработанного куска дерева
Сова тоже не видела. Она предположила, что, может быть, Ру играет с ним.
Поэтому на обратном пути я забежал к Кенге, но у них никого не было дома.
— Они вместе с Тигрой отрабатывают прыжки в Лесу, —
сказал я.
— Да? Ну, тогда я побежал.
— Не стоит беспокоиться, Кролик. Ведь...
Ну вот куда его опять понесло, спрашивается? И в этом весь
Кролик. Ни сна, ни отдыха.
Комментариев нет:
Отправить комментарий