Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противоятояния влиянию.

Из серии "Я читаю"

Последние месяцы было сразу несколько внеочередных книг - и впереди как минимум еще одна такая же.

Книга попала мне в руки в качестве "рекомендуемой литературы" к одноименному тренингу, который проводила наш режиссер нам прошлым летом. Данный тренинг рассматривает возможности всяческого влияния на человека психологическими методами - где бы что бы так сказать, чтобы человек сделал все по-твоему. И, наоборот - как сопротивляться подобных техникам. В основном в контексте манипуляций (которые, по данной методике, являются подвидом влияния).

Простейшие примеры подобного влияния проявляются в так называемых "щипках" - фразах, которые задевают глубинные чувства человека. Так, например, простая фраза без щипка выглядела бы так: "Ты не сделал эту задачу вовремя" - что, само по себе, конечно, факт прискорбный, но еще ни о чем не говорит. Сравните с: "Ну да, конечно, опять ты прошляпил все сроки. Не понимаю, вообще, почему ты до сих пор здесь работаешь?" - подобного тона фраза уже вызывает у адресата, скажем так, чувство некоторой неполноценности (даже если адресат и не шибко-то виноват в этих сроках). Грамотно развивая цепочку подобных щипков, можно вывести человека из душевного равновесия и смотивировать к той или иной цели, мнению или действию.

Сама по себе книга является, на самом деле, методическим пособием для тренера, предназначена для психологов, изобилует теорией и простым смертным читается тяжело. Но, тем не менее, все основные концепции в ней описаны, и при должном желании из неё можно выудить полезную информацию.

Пример: Случай менеджера М.
Иногда для меня бывает важно, чтобы один человек узнал информацию не от меня, а от какого-нибудь третьего лица. Тогда я подхожу к этому «лицу» и сообщаю ему эту информацию. При этом я прошу его (точнее, ее) никому об этом не говорить. Как правило, очень скоро я по некоторым признакам узнаю, что нужный человек уже извещен и знает все, что нужно. Я очень часто так делаю, и всегда успешно. Если бы я прямо обращалась к тому человеку, он обиделся бы на меня, считал бы меня грубо вмешивающейся в область его компетенции. А так все довольны. Манипуляция пронизывает все стороны жизни, и пусть только она не будет слишком грубой.

Пример: Случай спортивного психолога Ю.
Перед тем, как спортсменка выходит для прыжка в воду, я ей говорю, причем строго так: «Вы должны заполнить этот опросник!» Там пять вопросов на уровень ситуативной тревожности. Они злятся на меня страшно, многие меня терпеть не могут. И многим непосвященным кажется, что я издеваюсь над спортсменками. И ведь никому не расскажешь, что именно благодаря мне они добиваются высоких результатов! Спортсмена перед выступлением нужно разозлить, а не успокоить! Злость побеждает страх. Но раскрыть эту тайну я не могу: если они будут знать ее, то прием перестанет действовать. Так и мучаюсь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий