Район: Лен. область, северная часть Карельского перешейка
Маршрут: пл. Лаколахти - Ояярви - оз. Благодатное - оз. Ястребиное - оз. Пестово - тропа Хо Ши Мина - оз. Верхнее Подосиновское (внепланово) - д. Богатыри (внепланово) - пос. Кузнечное.
http://openstreetmap.ru/?mapid=1634965310 (рекомендуется читать при открытой карте)
Протяженность: 33 км
Состав группы: Володька (1 шт.)
Соло-поход в лес был у меня в мечтах довольно давно. Однако, я не планировал осуществить её так быстро - как-то все-таки думал еще подготовиться, поднабраться опыта, все такое. Но, как говорится, все, что нас не убивает, делает нас более прошаренными. В общем, спасибо вам, друзья, за такой удачный случай повысить уверенность в себе. Хотя в будущем я надеюсь на более ответственный подход к делу с вашей стороны. Опыт и ощущения совершенно непередаваемые, но я все-таки попробую.
11 апреля 2015 г.
Встаю в 4:30 злой как собака. Как, в общем, лег, так и проснулся. Из троих запланированных сотоварищей в поход двое отвалилось заранее, мотивируя холодом, снегом и вообще "рано еще", третий решил слиться вчера вечером. Пока поуговаривал, пока собирал вещи, туда-сюда, на сон осталось 2 часа - в ночь перед походом дело совершенно неподходящее.Завтракаю, умываюсь. За окном светает, небо чистое. Настроение понемногу отпускает. Окончательно утверждаюсь в придуманной вчера мысли, что стартовать поход надо не от станции Инкеля, как планировалось раньше, а от Лаколахти - лишние 10 км мы в таком состоянии не пройдем. В 5:30 звоню последнему "оставшемуся в живых". Не берет трубку. Очевидно, спит. Звоню еще раз. Потом еще раз. Потом еще. Ну, спрашивается, на кой хрен я собрал вещи и подорвался в такую рань? Не бросать же в последний момент. Собираю остатки вещей, выдвигаюсь на вокзал. Делаю еще пару контрольных звонков, но уже без особой надежды.
7:20, я на Финляндском. Билет до Выборга, скоростная электричка, маршрут уже привычный. На улице солнце. Сажусь в поезд. 7:47, трогаемся по расписанию. Выключаю телефон, т.к. теперь меня догнать уже невозможно при всем желании - от Выборга на Хийтолу всего один поезд в день, и успеть на него можно только через ту электричку, в которой сижу я.
Выезжаем загород. Снега близ железной дороги не наблюдается вообще. Под стук колес на меня нападает полнейшее умиротворение. Я еду в поход. Я еду в лес. За окном солнце, отличная погода. Город, интернет, суета, транспорт, пробки, дела, пробеги, кодинг, проекты - все это не имеет ни малейшего значения на ближайшие три дня. Есть только лес, природа, погода, маршрут и направление движения. Заботы предельно просты - пройти, найти место, поесть, устроиться на ночлег поудобнее. Странные эти люди, отказались от такого счастья...
По дороге в Выборг успеваю еще подремать. Да, так заметно лучше. 9:30, я в Выборге. Поезд на Хийтолу в 11:25, есть около полутора часов. Сначала нужно решить вопрос с билетом, потом закупиться гречкой и геркулесом - крупы должен был нести тот, последний.
Подхожу в кассу. "Мне до Хаколахти, пожалуйста" - "А у нас нет такой станции" - "Как, нет? Направление на Хийтолу" - "А, точно, есть, извините". Хех, ничего себе.
Идем в Пятерочку за гречкой. Жаль, соль только в банках по полкило, неохота столько тащить. Ладно, будем без соли.
Возвращаюсь на вокзал. Вместе с рюкзаком еле помещаюсь в рамку металлоискателя. Есть еще час с лишним, выпить горяченького, но на вокзале ничего такого нет. Идем на автовокзал, там хорошее кафе. В прошлом году, в ожидании автобуса на Вещево, мы также с ребятами примерно в это же время пили кофе. Только тогда дождь шел, а сейчас солнце. Иэхх, ностальгия.
Возвращаюсь на вокзал. До поезда еще минут 40. Подсел веселый дедок, рассказывает истории, как они по молодости ходили на рыбалку.
Поезд подали, иду на платформу. До Хийтолы дорога не электрифицирована, туда должен ходить дизель. Я ожидал, что поезд будет такой же, как ходит на Приморск - зеленый тепловоз, и с ним два стареньких пассажирских вагона-сидячки. Можете себе представить мое удивление, когда я вижу новенький красный поезд, похожий на "Ласточку", только дизельный, в три вагона, и почему-то чуть меньше. Реально физически меньше - потолок чуть ниже, полки чуть поменьше, и, кажется, чуть уже в ширине. Внутри работает (!!!) электронное табло, все остановки объявляются, шум мотора почти не слышно, в общем - новехонький поезд.
В поезде, кажется, все знакомы друг с другом - здороваются, общаются, подсаживаются друг к другу. Жую припасенные сырники. Проезжаем мост в Перевозном - там мы шли в прошлом году.
"Инкеля. Следующая остановка Ояярви". Што? А там же еще станция между ними, мне там выходить? Мимо проходит помощник машиниста. "Скажите, а мы в Хаколахти остановку делаем?" - "Если надо - сделаем" - "Надо!". Дык, как оно тут у вас интересно. Собираюсь, иду в тамбур
Останавливаемся. Смотрю налево - платформы нет. Смотрю направо - платформы нет, но насыпь вроде по-ровнее. Двери почему-то не открываются. Рядом с дверью есть кнопочка, наверное надо её нажать, я такое за границей видел. Ух ты, заработало. Спрыгиваю, отмахиваюсь машинисту. Вынимаю телефон, фоткаю поезд. Машинист явно позирует, ждет, когда я отщелкаю.
Убираю телефон, поезд трогается. Щелкаю ему вслед еще раз.
Однако, куда это нас занесло? Посмотрим. Действительно, кассирша была права. Станции тут нет. В сущности, тут вообще ничего нет, кроме леса, железки и таблички "Остановка первого вагона". Прекрасное место для начала.
Чуть западнее, если верить карте, должна идти лесная дорога. У меня две карты: ОСМ и купленная в магазине. Данные карт часто расходятся, поэтому проверять надо все варианты. На магазинной карте данная дорога доходит прямо до Ояярви, на ОСМ - обрывается где-то посередине. Ну, если что, дойдем по шпалам. За травой и канавой дорогу почти не видно, но она там действительно есть, хотя подобраться к ней надо слегка по кочкам. Сама дорога, впрочем, хороша. Начало положено.
Чуть далее по курсу должны быть речка. Железка, разумеется, пересекает речку по мосту, а вот насчет лесной дороги никаких указаний ни на одной карте нет. Если моста не будет, придется возвращаться. Впрочем, реальность превосходит мои ожидания. Включая телефон, решив, что до 50% батарейки можно и пощелкать в самолетном режиме, оставив запас на экстренный случай. Обязательно умыться, почувствовать воду.
Справедливости ради, необходимо отметить, что снег в лесу все же есть. В основном в затененных местах, где солнце еще не успело прогреть землю. Но движению снег совершенно не мешает.
В лесу тишина, лишь редкие птички и шум ветра. По пути в огромных количествах попадаются чьи-то какашки (как выяснилось позже, лосиные).
Вот, пожалуй, единственный участок, где со снегом были реальные проблемы. Дело в том, что здесь была речка, и теневое место, и бревенчатый мост с просветами. Под толстым снегом наблюдаются глубокие дырки с водой, пару раз я хорошо провалился. Пришлось обходить этот участок лесом, продираясь через кочки и ёлки.
Следы лося на снегу. Стараюсь идти шумно, периодически кричу "Эге-гей". Пусть хотя бы для зверей встреча со мной не будет неожиданностью.
Дорогу пересекают три толстых поваленных дерева. Обхожу их со стороны железки, наблюдаю, что она совсем рядом. Вижу заброшенное деревянное строение. Про себя именую его "домиком станционного смотрителя". Возвращаюсь на дорогу, иду дальше. Появляются лужи и грязь, дорога опускается вниз, до тех пор, пока почти не сливается с болотом. Поковырявшись немного, понимаю, что ОСМ прав. Возвращаюсь к "домику смотрителя", ухожу на железку. Здесь даже переброшено две хорошие дощечки через придорожную канаву.
Итак, лесной дороги дальше толком нет, но шпалы нас спасут. Движения поездов здесь почти нет, вот только через пару минут должен пойти тот поезд, на котором ехал я, из Хийтолы на Выборг. О, а вот и он. Спускаюсь с насыпи, прячусь за деревом. Проходит, машинист зачем-то гудит в тот момент, когда он уже почти проехал мимо. Так и не понял, то ли он меня поприветствовал, то ли что, но, по крайней мере, явно узнал (=
Дальше до Ояярви дотопываю почти без приключений. За пару километров до деревни лесная "дорога" пересекает железку. Заметить пересечение можно только, очень внимательно всматриваясь в лес. На восточной стороне от дороги осталось только несколько сваленных бревен, да и те местами уходят в болото.
Вечереет. У меня есть два озера, у которых можно встать - Бобровское и Ручьевое. Но есть ли к ним где подойти и место для стоянки - вопрос. На всякий случай присматриваю еще места. Проходим еще один маленький ручеек, рядом с ним большая поляна сухой травы. Правда, жечь костер на этой траве будет затруднительно, но, ничего, если что, сойдет.
В Ояярви железку пересекает дорога, по которой мне идти дальше. На купленной карте она отмечена аж желтым цветом, что как бы означает "очень крутая дорога". Дохожу до переезда, он даже есть, даже автоматизированный со светофором. Приваливаюсь на перекус. Видна станция. Из деревни слышны голоса молодых парней, но никого не видно.
Дальше иду по дороге, ищу отворот к озеру. Дорога не то чтобы "очень крутая", но хорошая. Видны свежие следы автомобиля, ездят здесь часто. Часто - значит минимум каждый день. Дорога разъезжена, местами грязюка и лужи, но в целом немного. Внезапно дорогу пересекает ручеек, разливаясь по дороге большой лужей. Есть бревно, но оно как-то не дотягивается до конца. Замечаю на траве, не доходя до ручья едва малозаметную колею в сторону озера Ручьевого. Опыт прошлых походов показывает, что такие "дороги" ведут к самым интересным стоянкам.
Просачиваюсь между кочками и поваленными деревьями, примечаю кучу поваленного сушняка, бревен и всевозможных дров разного калибра. Тропинка приводит меня к озеру. Справа - ручеек, огороженный старой плотиной. Слева - большая поваленная ель. За елью наблюдается уединенная полянка, выходящая прямо к воде. Места - ровно на одну палатку и костер. Ель с ветками, пролезть через них один раз, конечно, можно, но бегать каждый раз за водой к плотине будет неудобно (озеро покрыто льдом. У самом берега узкая полоска воды, но она стоячая и не очень чистая, а в ручейке проточная). Достаю топор, пилу. Ветки толстые, нижние вкопались в землю. Подкапываюсь с одной стороны, потом с другой. Через минут 5 замечаю, что от полянки идет тропинка вдоль ствола. Оказывается, через 10 метров дерево заканчивается, и его можно обойти. Умный в гору не пойдет, да...
Цветоооочек
Солнце клонится к закату. На полянке валяется старая сеть, за деревом - мысок, на нем сделана скамейка. В общем, типичное рыбацкое гнездышко. Ставлю палаточку, набираю дров, разжигаю с третьей спички. С учетом качества дров, результат так себе, но зато без бумаги. Гречку купил в пакетах для варки, расфасовано по 100 грамм. На всякий случай кидаю два. Один потом оставил про запас на завтра. Гречка без соли, зато 325 грамм тушенки в одно лицо (полбанки же не оставишь про запас). Чай и вид на озеро божественны. Умыться в ручье, помыть ноги с дороги и надеть сухие носки - прекрасно.
Итого за день 7 км.
12 апреля
Ночью, конечно, холодновато. Ситуация усугубляется тем, что у меня рост 190, а у спальника - 180, так что верхняя половина меня несколько проветривается. Но ничего, шерстяной свитер и флиска делают свое дело - хотя и привыкаешь внимательно следить за теплопотерями на каждом сантиметре себя любимого. Снится какая-то чушь - будто бы я просыпаюсь, а вокруг меня какие-то мужики собирают концертную сцену и ставят стулья. Причем палатку вместе со мной перенесли в сторону, т.к. она мешала сцене, а я этого даже не заметил.Возле плотины копошится какое-то зверье. Судя по звукам, размер небольшой, но в какой-то момент зверье испуганно визжит поросячьим визгом и сбегает. От плотины всю ночь слышно журчание воды - умиротворяет. В 8 утра понимаю, что солнце уже встало, и на улице теперь теплее, чем в палатке. Кстати, да, становиться на ночлег в непосредственной близости от большой ледяной глыбы, в которую превратилось озеро, было не совсем предусмотрительно.
Высовываюсь из палатки, протираю глазки, лениво собираю дровишки. Солнышко светит с озера прямо на полянку, лепота. Дровишки собираю совсем лениво, за ночь они немного отсырели, а идти лишних 20 метров поискать получше как-то неохота. Костер с третьей спички почему-то не зажигается. С пятой тоже. И даже с десятой. Где-то на двадцатой спичке приходит в голову идея взять бумагу. Загорелось, дальше пошло без проблем. Горячий чай и каша придают мотивации к деятельности. Хочу помыть котелок в озере, зачерпываю им воды у прибрежной полосы, котелок делает "бздынь" и ложится на воду, аки апостол из той песни. Прибрежная полоса за ночь замерзла, но лед прозрачный, и сверху тонкая пленка воды, выглядит как будто это все есть вода жидкая.
На выходе с лагеря дилемма - либо вернуться по той же тропинке, как сюда пришел, на основную дорогу, и пересекать речушку там по неудобному бревну, либо перейти речушку по плотине и выйти к дороге через неизвестное поле. Поле вроде находится довольно высоко, должно быть сухим. Иду через плотину, действительно, здесь все хорошо, без особых проблем выхожу на дорогу.
Дорога здесь действительно хороша - место высокое, сухое, раскатанное. Грунтовый карьер. Где-то должен быть мой поворот. Сзади меня догоняет уазик какой-то новой модели, в нем двое ребят - судя по всему те же, которых я слышал вчера. Спрашиваю у них дорогу, но про путь на Ястребиное они не в курсе. Зато дорога на Севастьяново, куда едут они, обещает быть такой же качественно до конца. Ну т.е. если что, у меня есть запасной выход, правда, не самый короткий. "На Ястребиное вроде недавно дорогу делали, там тоже должно быть нормально". Ну ок. А вот и мой поворот, дорога вроде не хуже.
Сразу за поворотом идет лесовал, дорога - смесь опилок и торфа. Грязюка, но ничего, идти можно. Кто-то зачем-то закинул кузов старого пикапа на строительный вагоник. За лесовалом дорога улучшается, хотя и чуть мокрее, за после Ояярви. Иногда попадается снег, но по нему иногда идти даже удобнее - он тонкий, слежавшийся, не проваливается и чистый. Присматривась к дорогам, уходящим налево, в обход озера Благодатное, ищу ориентир. Да, есть такая. Моя дорога мне нравится больше.
Спускаюсь вниз, бурчащая речушка. Останавливаюсь умыться и зафоткать. Гуглонексус демонстрирует чудеса энергосбережения - забегая вперед, скажу, что за весь поход у меня ушло около 30% батарейки - а всего-то надо было включить авиарежим и выключать телефон на ночь.
Идем дальше. Навстречу едет какой-то мужик: "Ты что, один тут что ли?" - "Ну да. Как там дорога дальше, пройду?" - "Ну, чуть-чуть похуже будет, но вообще" - смотрит на мои ботинки - "пройдеееешь". (=.
Отворот направо, на карте отмечен слабо. И действительно, отворот представляет собой торфяную колею глубиной где-то полметра, по ней особо не походишь.
Очередной ориентир, оезро Благодатное. Все по плану. Отмечаю, что озеро все в камышах, подходов к нему практически нет, для стоянки, скорее всего, не годится. Ну разве что где-то с другой стороны место есть, но мне не видно.
После Благодатного дорога проходит еще кусок леса, затем уходит на открытое, немного болотистое пространство. Уровень грязюки существенно повышается. Причем, судя по валяющимся рядом бревнам диаметром сантиметров 30-40, это не предел для данного участка. Участок не очень длинный, метров 300, но противный.
Дальше дорога снова уходит в лес, наверх, становится более сухой и удобной. Левый отворот к Благодатному с другой стороны выглядит гораздо лучше, чем тот, который я видел раньше. Из кустов испуганно вылетает какой-то тетерев. Еще пара километров - и поворт к Ястребиному.
Здесь дорога совсем хорошоа раскатанная - очевидно, именно по ней обычно и ездят к Ястребиному те, у кого есть машина. Навстречу попадается группа из двух мужиков на автомобилях какого-то иностранного производства. "Как там дорога?" - "Ну, мы проехали".
На подходе к реке Ильмениоки дорога круто устремляется вниз, уклон около 45 градусов. Заледенелые участки аккуратно заложены еловым лапником. Вообще, удивительно, как народ здесь умудряется ездить на машинах. Спускаюсь к реке, вот так выглядит тамошний "мост".
Ну, на самом деле, мост весьма приличный, но как по нему умудряются ездить на машинах, еще более удивительно, чем то, как они взбираются по склону. На последнем метре мост заканчивается, ради двух шагов приходится снять кроссовки. Что ж, лишний привал, время есть.
Навстречу проезжает еще один мужик, на уазике очень старой модели. Действительно, по такому мосту он проезжает, и довольно легко. Вечер воскресенья, Ястребиное - популярное место, все возвращаются домой. Только почему-то по одному, без семей. Странно.
Небольшой переход через поле и вот она, цивилизация:
Впрочем, до самого озера еще километра полтора. Начинается хороший сосновый лес и довольно крутые холмики. Указатели "Ястребиное" идут один за одним. Очередной знак показывает на какое-то заснеженное болото - это и есть Ястребиное, что ли? А где тропа Хо Ши Мина тогда? Иду дальше. Чуть не наступил на зверей:
Тропа обнаруживается чуть дальше, чем я ожидал, но зато вполне себе четким "разъездом". Поворачиваю к Ястребиному - у меня нет планов там останавливаться на ночь, надо бы пройти по хошимину хоть немного, проверить, что там да как - но посмотреть на легенду нужно. Место окультурено до невозможности, таких стоянок - кучи.
Выход к озеру украшает плакат:
Жаль, что у меня нет волчатника. Сегодня на озере никого нет, все оно в моем полном распоряжении. Можно огородиться со всех сторон, и ничего мне за это не будет. Жаль, такой момент упущен - летом здесь толпы народу, говорят. А вот и само озеро. Выглядит достойно
Ну что, посмотрел, прикоснулся к водице, надо идти дальше. План - пройти пару километров по хошимину, убедиться в его проходимости, да и вообще оставить на завтра поменьше пути, и найти место для стоянки на одном из следующих озер. Кроме того, на карте далее по курсу размечены ручьи, то бишь, должна быть хорошая вода. Начало выглядит впечатляюще:
Я не знаю, что за странные люди умудряются ездить по этой тропе на машине, а главное, куда они едут, но после "разъезда" с той дорогой, по которой я пришел, на тропе наблюдается грязнючая раскатанная колея метров этак 300. После она плавно сходит на нет, и "дорога" снова превращается в тропу. Местами тропа размечена ленточками, по всем законам жанра.
Тропа постепенно сужается и уходит вниз.
Пересекаю ручеек, вытекающий из озера Пестово. С другого берега к озеру идет ярко выраженная тропа, перекресток когда-то был отмечен столбом, но сейчас он повален. Прохожу по тропе и выхожу к озеру, где наблюдаю шикарно оборудованную стоянку. Кладу рюкзак, ночевать сегодня буду здесь.
Впрочем, внизу, между скалами, у льда - холодновато. Повторять опыт предыдущей ночи не очень хочется. Поднимаюсь наверх, нахожу там еще несколько стоянок, где потеплее. Да, придется рюкзак перенести еще немного. Итого за день - 13 км.
Пятиминутный перекур и надо собирать дрова. На этих озерах с дровами намного хуже, чем на прошлой стоянке, даже в это "несезоннное" воскресенье. Спускаюсь за скалу, набираю охапку среднекалиберной мелочи, примечаю поваленные деревья, приношу, что есть. Беру пилу, иду подпиливать веточки на поваленной сосне. Краем глаза замечаю чего-то не то: "Кажется, дождь собирается, Винни". Приношу вторую порцию дров, накрываю их тентом, быстренько разбираю палатку, кладу под неё рюкзак и пакеты. Аккурат с тем, как я убирал все самое ценное, начинается мелкий дождик. Но, делать пока больше нечего, иду за третьей охапкой. Приношу, укладываю под тент, смотрю на небо, пытаюсь с ним договориться. В тучах вроде бы виднеются просветы, но дождь пока не прекращается. Натягивать тент в одиночку - не вариант, да и пространство не очень к тому располагает. Ладно, я пока за водой схожу.
Принес котелок от ручья (чтобы перестраховаться от недостатка воды - полную восьмилитровку, самый большой из имеющихся), дождь кончился. Отлично, ловим момент, но пока я строю шалашик из хвороста, дождь начинается заново, и в этот раз гораздо сильнее. Сижу на бревне, медитирую, пытаюсь доступно-популярно объяснить небу его некорректность. Небо мои аргументы игнорирует. Внезапно меня осеняет - здесь же лучшая стоянка и куча камней, из которых можно сложить укрытие для костра. Складываю домик, кладу туда дрова, розжиг, чирк - с первой спички разгорается! Причем знатно, с характерным шумом, как в печке у дедушки на даче в детстве. Да, это победа над стихией! Вот только куда тут подсунуть котелок? Пока я об этом думаю, костер внезапно гаснет. Хм. Странно, вроде, даже если крыша протекает, такой огонь не должно было залить?
Пробую еще раз. Разгорается, горит пару минут, гаснет. Вообще, у меня запасена с прошлой стоянки готовая гречка, и есть банка тушенки, т.е. голодная смерть мне вроде не грозит, но идея остаться без горячего приводит меня в чисто моральное уныние. Да и воды кипяченой осталось не так уже и много, а что за погода будет утром - непонятно.
Дождь заканчивается, но ситуация с костром повторяется. Разбираю крышу, оставляю стенки, ставлю сверху котелок - без эффекта, огонь слабый. Начинает темнеть. Применяю крайние меры, разбираю все, делаю "колодец" из толстых бревен. Разжигаю. Вроде горит, но как-то тяжело, и то, лишь если раздувать. Котелок едва теплеет.
Слышу шаги и тяжелое дыхание. По тропинке у озера проходит путник с трекинговыми палками. "Добрый вечер" - "Здравствуйте!". Он, кажется, тоже не ожидал меня здесь увидеть, и уходит дальше в том же ритме.
Начинаю понимать суть проблемы - дрова в середине костра прогорают и там остается пустое место. Подпихиваю дрова внутрь, но они сырые и довольно слабые. Кроме того, как всегда бывает в таких случаях, заваливается приток кислорода. В общем, костер горит только тогда, когда на него махать. При этом еще и пламя д котелка еле достает. Сижу, усиленно машу разделочной доской. 8 литров еще попробуй согрей, а с таким-то огнем и подавно. Раздуваю - в воде появляются первые пузырики, дрова прогорают, отхожу наломать и положить новых - все затихает обратно. Заваливаю дровами все что можно, включая сам котелок по бокам. Достаю фонарик, ибо уже почти совсем темно. Процесс движется к успеху, но с большим трудом. Начал подниматься ветер, вот уже почти пошли крупные пузыри. Под тентом - последняя ветка, за новыми идти уже невозможно - темно. Раскладываю последние запасы дров. Сейчас или никогда. Котелок весь в огне, я уже двадцать раз согрелся, разделочная доска уже несколько раз обдолбалась об камень. Последний шанс, гори же, ну! Закипело! Фуууууухх...
Отливаю порцию воды согреть кашу, порцию на чай, остальное оставляю остывать про запас. Поднимается ветер. Близстоящая сосна внезапно делает "скрип". Смотрю в ту сторону, но вроде ничего особенного. Пока я ужинаю, костер еще горит таким хороши пламенем. Настолько хорошим, что я сижу подальше, чтобы не спалить одежду. Заполняю бутылку с водой. Еще 4 литра остаются неизрасходованными. Теперь, если что, у меня есть достаточный запас, чтобы дойти до станции, даже если утреннего огня не будет совсем.
Фонарик светит тускло. Беру в карман запасные батарейки, чтобы были под рукой. Выключаю - больше не включается. На ощупь, при свете костра, меняю батарейку. Стало гореть гораздо ярче. Время около 21 часа. Сильный ветер (благо я еще и на вершине скал, рядом с открытым озером), Заливаю костер (жаль, завтра дрова мокрые будут. А надо, иначе раздувается ветром), складываю вещи в палатку. Сосна снова делает "скрип", а потом еще и "кряк". Хм. Залезаю в палатку, переодеваюсь. На сей раз место более теплое, но и одеваюсь я тщательнее. Шапку на уши, свитер, рейтузы.
Снаружи гуляет ветер. Слышно, как он валами проходит от одного берега озера к другому, то с одной стороны, то с другой, то вообще со стороны леса. Единственная сосна настойчиво скрипит. Ладно бы все скрипели, а то одна. Страшно, ибо если упадет, найдут меня тут еще не скоро. Высовываюсь из палатки, смотрю фонариком, пытаюсь понять, какая именно. Ну вроде вот эта. Ну вроде ничего особенного не происходит, падать не собирается.
Закутываюсь в спальник. По температуре комфортно, но сон нейдет. Ветер гуляет, начинает накрапывать дождь. Вроде засыпаю.
Внезапно меня будит резкий "скрип". Просыпаюсь, но вроде ничего не происходит. На часах полночь. Меняю батарейку в фонарике, надеваю куртку, выхожу из палатки. Небо стало еще темнее, если вечером оно хоть немного отсвечивало светло-коричневым, то сейчас оно совсем черное, лишь вдалеке на озером пара белесых облаков. Ветер еще усилился. Сосна качается, скрипит, но вроде ни трещин, ни каких-то еще признаков падения не видно. Возникает мысль перенести палатку, но, с вещами, в темноте, да еще и неизвестно куда? С другой стороны, я смотрю, что палатка у меня стоит в аккуратном просвете между деревьями, и если сосна вздумает падать в мою сторону, то точно не промахнется. Полчаса дежурю под сосной в нерешительности, пытаюсь понять, что она собирается делать. Ветер вроде начинает стихать. Или мне просто этого очень хочется? Да нет, вроде и сосна скрипит реже. Наконец мне это надоедает, я запихиваюсь в палатку и отрубаюсь.
13 апреля 2015 г.
Просыпаюсь. На часах 6 утра. Палатка светится сероватым светом. Наверху опять валами бродит ветер, но сейчас это легкие, шелестящие валы. Сосна вроде никуда не упала и почти не скрипит, но впечатления ночи еще свежи. По палатке временами стучит мелкая крапинка. Уныние. Идти по серому лесу под дождем без завтрака совершенно не хочется. Хочется, чтобы это все побыстрее закончилось, хочется домой, где крепкие стен и где тепло. В апатии переворачиваюсь на другой бок, можно еще хотя бы немного поспать...8 часов. Уныние и тоска, настроения нет совершенно. Но и спать уже не хочется. Морально готовлюсь собираться и быстро уходить на станцию. Куда-нибудь, где сухо и спокойно. Высовываюсь из спальника, выглядываю в "форточку" на крыше. Озеро и мою полянку освещает бодрое утреннее солнце.
Переодеваюсь, вылезаю из палатки. Происходящее осознаю с трудом, но, вроде как, все не так уж и хреново. Кострище сырое, на палатке и на траве вокруг - роса, оставленный на ночь тент, который накрывал дрова, весь мокрый. На небе - ни облачка, тени от сосен рассекают утренний, слегка туманистый воздух.
Отношу тент на более освещенное место, раскладываю его посушиться. Вокруг полянки - куча свежего хвороста, наломанного ночным ветром. Собираю охапку, складываю в кучку. Нет, так дело не пойдет. Мне нужна конфета.
Достаю из запасов заветный запас и кружку. Вчерашняя холодная вода из котелка противна на вкус, но здесь и сейчас, в сочетании с конфетой, а потом еще с двумя, делает свое просветительское дело. Да, так гораздо лучше. Пожалуй, можно не спешить на станцию и соорудить нормальный завтрак.
Собираю дровишки. В пути забредаю до альпинистской трассы. Отвескная скала, размеченная номерками. Наверху - стойка с блоком для страховки. Дровишки в этот раз собираются тщательно, аккуратно и довольно много. После вчерашней ночи вокруг валяется куча свежего хвороста, что удобно.
Меняю тактику костра - кладу в основу много толстых дровишек, но все время подкладываю по чуть-чуть мелкого хвороста. Хворост хорошо горит и дает кучу кратковременного жара, и котелок в этот раз закипает очень быстро. Кашу так вообще приходится поднимать на самый верх, чтобы не перегорела. Горит знатно, через полчаса уже готовы и каша, и чай.
Завтрак и вообще утро настолько великолепны, что, кажется, природа как бы решила скомпенсировать мне ночную непогоду. Настроение мое поднимается до небес, умиротворение и гармония достигают макисмально возможных пределов. Ручей внизу весело журчит, пока я чищу зубы и мою посуду. Даже уходить не хочется.
Неспешно, практически вальяжно собираю вещи, и неторопливо, к часу дня, стартую. Пока собираюсь, в какой-то момент даже возникает желание поесть, но, подумав, я все-таки собираюсь и иду.
Вдоль ручья возращаюсь на хошиминку. Тропа сухая, видна хорошо, местами, хотя и редко, но отмечена лентами. Развиваю крейсерскую скорость и мчусь вперед. Через пару минут добегаю до озера Двинское. Здесь тропа опускается вниз и подходит довольно близко к воде. Местами немного заболочено. Берег тоже заболоченный, с выходом к воде плохо, для стоянки место годится плохо. Еще через 500 метров тропинка уходит повыше, и я возвращаюсь к прежнему темпу
Сразу за озером наблюдается речка и перепава через неё. С сожалением отмечаю, что и здесь стоять будет неудобно, хотя вода хорошая. Затем дорога уходит в лес, а еще через пару минут по сторонам от дороги обнаруживаются красивые карельские скалы. Дорога иногда то раздваивается, то петляет между деревьями, то пересекается поваленными бревнами. Но мы продолжаем пилить вперед на всех парах.
Еще через несколько метров тропа раздваивается. Одна, хорошо заметная, уходит немного вправо, другая, менее выраженная, идет прямо, в низину. В низине куча поваленных деревьев, кочки (хотя болота, в общем, нет, оно наблюдается слева) и куча снега. Проход едва различается уже не столько по следами на земле или снегу, сколько по характерным "протертостям" на лежажих стволах от ботинок и рюкзаков. Отметок здесь почему-то нет совсем, хотя вот как раз тут они были бы более чем нужны. Местами дорога теряется совсем.
Через какое-то время мне надоедает прыгать со стволов в сугробы, и я беру правее. Там со всей определенностью обнаруживается автомобильная колея, и я выбираю её, как более удобный путь. Как показало следствие, это потом оказалось моей стратегической ошибкой. Но пока что я иду вперед в прежнем темпе - на часах около двух, а я, кажется, уже прошел если не половину, то как минимум треть пути. У меня есть две целевых электрички - одна в 6 часов, другая в 8, и я, кажется, успеваю с хорошим запасом.
Немного, правда, смущает отсутствие отмеченной на карте речки. Но, правда, карты они такие - зачастую едва заметный ручеек бывает отмечен тем же знаком, что и широченная река по пояс глубиной. Направление, судя по солнцу, достаточно верное, на восток-юго-восток. О, развилка в обратную сторону. Указатель на Ястребиное и пара ленточек. В другую сторону: "Осторожно, валка леса". Дорога резко становится более разъезженной. Скорость чуть падает, но продолжаем идтить. Где-то вот-вот скоро должен уже появиться карьер, а это, фактически, уже Кузнечное.
Дорога делает крутой поворот вниз и направо, и несколько десятков метров идет не на юг даже, а на юго-запад, так, что солнце оказывается слева от меня. В мою душу закрадываются смутные подозрения - хошимин нигде не заворачивает на запад. Ну, по крайней мере, до карьера. А карьера поблизости не видно, только какое-то болото. Делаю привал на размышление. Впрочем, явных ответвлений я не видел, и возвращаться назад, искать там поворот выглядит делом довольно бессмысленным. Надеваю рюкзак и иду вперед, правда, уже с меньшим энтузиазмом.
Дорога опять спускается в болотистую местность, в колеях - раскатанная грязюка. Пару сотен метров прыгаю с кочки на кочку под шум берез. Затем дорога снова поднимается и обходит большую, красивую скалу левым поворотом, затем - еще одну, такую же, правым поворотом. Что-то это как-то все очень похоже на южную дорогу, на деревню Богатыри. Деревня Богатыри - не самое худшее место, но это крюк лишних 5-6 километров. Не то чтобы это было смертельно, но план "добежать за пару часов" явно проваливается.
Крутой поворот влево. Подобие мостика через несуществующую речку. Лесовал. Крутой поворот вправо. Нет, ну, в принципе, хошимин тоже петляет, и петляет похожим образом - пытаюсь обмануть себя любимого. Дорога уходит в хороший сосновый лес, осталось последнее доказательство - если я иду на Богатыри, здесь должно быть озеро. Которое Большое Подосиновское. О, а вот и оно.
Организм требует отметить это открытие перекусом, и я не могу ему отказать. Время 15:40. Что ж, если дорога будет нормальной, шанс успеть на электричку 6 часов еще реален. Если будут проблемы, есть еще 8-мичасовая. Дорога, впрочем, здесь очень хорошая, и на карте отмечена так, что дальше должно быть только лучше.
Залезаю под рюкзак, иду дальше. Бутерброды с колбасой действуют благотворно, хотя отдельные мышцы на плечах уже выражают свое недовольство происходящим. Отмечаю колею - спуск к озеру. Проверять не буду, но, наверное, там должна быть приличная стоянка. Дорога спускается вниз, спускается к речке. Отмечаю бетонное основание у мостика. Еще через несколько сотен метров - обратная развилка, хорошая дорога уходит направо. Дорога становится еще более разъезженной, но, при этом, хорошо укатанной и относительно чистой.
ОСМ показывает, что в окрестностях есть много тропинок, по которым якобы можно срезать к Кузнечному. Другая карта показывает единственную дорогу к Богатырям. Хотя одно из пересечений действительно выглядит очень прилично, я не рискую нарезать еще ркуги по болотам - лучше подлиннее, но постабильнее. Маленький ручеек водопадиком привлекает мое внимание.
Последний раз возможность прикоснуться к лесной водице. Еще немного пути, и дорога пересекает ЛЭП, вдалеке справа виден мост автомобильной трассы, а рядом расположена чья-то весьма элитная усадьба. Вот она и цивилизация. Выхожу на дорогу. Автобусная остановка, край деревни, километровый столб - 3 км от Кузнечного. Ну что ж, недалеко.
Улица Школьная, дом 13. Единственная дорога в деревне, и та названа улицей Школьная. Интересное дело. Со дворов гавкают собаки. Мужчина и женщина лет 50 приехали на машине к колодцу за водой. Прохожу мимо, он не обращают на меня внимания. Эх, позади эта лесная приветливость. Иду дальше. Слышу тихое, писклявое "Привееет!". Двое маленьких детей играют в песочнице во дворе, и девочка машет мне рукой. Отвечаю ей: "Привеееет!". Поодаль вижу их отца, тот сидит на скамейке в тени. "Здравствуйте!" - он кивает в ответ. Дети - наша надежда (=
Деревня заканчивается, и около знака, отмечающего её окончание, еще одна остановка. Время 5 часов с небольшим, есть возможность сделать привал - тем более что последняя остановка была у того озера, что есть довольно давно. Автобуса не предвидится, впрочем, я и не особо на него рассчитываю. Спина и ноги чуть ниже пятой точки решительно протестуют против того, чтобы сноа надевать рюкзак. Перекуриваю минут 10, но идти дальше все же надо.
Выхожу из Богатырей, иду по обочине в соответствии с ПДД. Еще одна ЛЭП, еще километр с небольшим - и знак, оповещающий о том, что финиш совсем близко.
Ну а дальше просто. Дорога поворачивает направо и вниз, пересекает речушку и упирается в переезд - который как раз закрывается прямо передо мной, едва не дав мне шлагбаумом по голове. На станции маневры грузовых составов. В тупике с другой стороны видна электричка, должно быть, моя. Захожу в кассу, там никого нет. До электрички час, единственная платформа вроде здесь, но на всякий случай уточняю у рабочих место отправления.
Захожу в магазинчик, покупаю литр молока. Местного нет, а жаль. Ну да ладно, это тоже хорошо идет. Продавщица увлеченно рассказывает о том, какие классные на островах на Ладоге грибы и окуни. Ну, грибов я там в прошолм году что-то не видел, а вот ягод там действительно море. Возвращаюсь на станцию.
Сижу на платформе, пью молоко, наслаждаюсь жизнью. Надо бы отметиться о прибытии, вдруг там кто делает вид, что волнуется. Включаю телефон, выхожу вконтактик (цивилизация, однако, хорошо ловит). Действительно, буквально 20 минут назад сообщение: "Ну как, тебя там не съели?". Приятно, черт побери. "Сижу, жду электричку" - говорю. Пока этого хватит, нечего батарейку тратить, да и вообще, я еще пока не в городе. Подают электричку. "Ну как там, билетерша пришла?" - "Пришла". Ну ладно, пойдем, обилетимся, что ли. Иэххх, хорошее молоко, все-таки...
Итого за день - 13 км
Комментариев нет:
Отправить комментарий